BY: admin

Новости

Comments: Комментариев нет

Внимание это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.

Виды внимания

Непроизвольное внимание — это внимание, вызываемое внешними причинами — теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, и новизна и необычность объекта, и его динамичность.
Пример: Вы готовитесь к занятию, заходит Ваш друг и окликает Вас (внешние причины –звук и визуальное изображение).
Интенсивность раздражения заключается в более сильном действии объекта (например, более сильный звук, более яркий план), который привлекает к себе внимание.
Произвольное внимание — это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Произвольное внимание, требует сознательного самоконтроля и сопровождается чувством усилия над собой. Зависит от степени мотивации,
чувства долга и т.д.

Пример: Когда Вы заполняете важные документы в какой-либо организации, то стараетесь не отвлекаться и заполнить все поля правильно.
Произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное (послепроизвольное) в том случае, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует постоянных волевых усилий
Пример: Усилием воли Вы осваивали новый элемент движения, концентрировались на нем. Начали практиковать движение, стали получать удовольствие от деятельности. И это увлечение уже не проходит с течением времени.

Свойства внимания

1. Объем отражает количество объектов, которые человек может одновременно охватить в поле внимания.
Объем внимания обратно пропорционален концентрации: чем выше сосредоточенность, концентрация, тем меньше объем.
Пример: Упражнение 1(ниже).
2. Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько центров внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания.
Пример: В спорте нужно успевать следить за соперником и летящим мячем одновременно.
3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но их повторением.
Устойчивость внимания проявляется в его длительном поддержании, концентрации на объекте и противостоянии отвлечениям.
4. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.
5. Концентрированность (сосредоточенность). Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.
Пример: Когда тренер объясняет новый элемент, спортсмен концентрирует свое внимание на словах или действиях тренера, несмотря на окружающий шум или суматоху.

Формы внимания

В зависимости от содержания деятельности выделяют внешнее и двигательное внимание и внутреннее, интеллектуальное внимание. Распределение внимания на внешнее и внутреннее, конечно, условно.
Внешнее внимание играет ведущую роль в наблюдении предметов и явлений окружающей действительности и их отражении в сознании человека.
Оно проявляется в активной установке, направлении органов чувств на объект восприятия и наблюдения, в сосредоточении на действующих органах тела — руках, ногах, на их напряжении. Внешнее внимание (сенсорное, двигательное) ярко проявляется в своеобразных движениях глаз, головы, выражениях лица, мимических и пантомимических выражениях и движениях, в своеобразной готовности выполнять те или иные трудовые, учебные, спортивные задачи.

Во внешней среде выделяют сосредоточение на ожидаемых предметах и явлениях — сигналах для действий и движений, как в трудовых и спортивных действиях.

Внутреннее, или интеллектуальное внимание направляется на анализ деятельности психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления) и психических органов и переживаний. Оно ярко проявляется, например, в решении задач мысленно, в вспоминании, соображении мысленно.

Способность концентрироваться на внутренней, психической деятельности имеет большое практическое значение.

Эмоциональное внимание тесно связано с памятью, оно важно для запоминания события или действия и его переживания. Эмоциональное внимание делает переживание по поводу чего-либо направленным и осознанным.

  • Вышеперечисленные свойства внимания поддаются тренировке.
  • Несколько упражнений не требующих специальных условий и инвентаря:

Упражнение 1.
Рассыпьте на столе ручки и карандаши. Сфотографируйте, как они лежат. Перемешайте и попытайтесь восстановить прежний порядок. Это упражнение работает на улучшение концентрации внимания.

Упражнение 2.
Положите перед собой репродукцию картины любимого художника. Посмотрите внимательно на изображение, а потом опишите на листе бумаги, кто изображен, где происходит действие, положение тел персонажей.

Упражнение 3.
Выгляните в окно и посмотрите внимательно на какой-либо объект в течение 5–10 секунд. Потом закройте глаза — и вспомните в мельчайших подробностях, что вы видели. Откройте глаза и проконтролируйте себя, проверьте, что забыли. Для лучшего запоминания эксперты также советуют пересказывать себе увиденное, осознанно выделяя самые яркие детали. Этот метод позволит сохранить в памяти цельную картину.

Упражнение 4.
Придумайте какую-либо тему и сосредоточьтесь на ней. Например, в течение всего дня обращайте внимание только на зеленый цвет или на автомобиль определенной модели из общего потока. Тем самым вы разовьете концентрацию, избирательность, распределение, переключение и кратковременное запоминание.
Ежедневное выполнение этих упражнений значительно поможет вам развить внимание.

Материал подготовила

спортивный психолог Байгарина М.М.

Side bar